Вопрос целесообразности использования зимних и летних шин уже мало у кого вызывает сомнение. Поездки зимой на летних шинах является не только нарушением правил дорожного движения, но и угрозой безопасности движения транспортных средств. Остается открытым вопрос: когда именно производить сезонную замену шин осенью? Он осложняется неустойчивостью погоды и частыми перепадами температур.
Наружная температура эксплуатации колес и шин легковых автомобилей существенно влияет на их свойства. При ее понижении резина становится более твердой, снижается ее сцепление с дорожным покрытием и увеличивается тормозной путь. При высокой температуре покрышка становится мягче, повышаются сцепные свойства, но возрастает сопротивление качению и как следствие расход топлива. По этой причине изготовители применяют разные составы резиновой смеси для теплого и холодного сезона.
Зимние шины изготавливаются из мягкой резины. При отрицательной или нулевой температуре они сохраняют эластичность и обеспечивают надежную управляемость автомобиля. В теплую погоду покрышки размягчаются, начинают быстро изнашиваться, создают дополнительную сопротивляемость при поворотах руля.
Для изготовления летних шин используется твердая резина. Она способна контактировать с разогретым асфальтом не размягчаясь. При отрицательной температуре покрышка становится настолько жесткой, что теряется сцепление с дорогой и поездка превращается в скольжение.
Чтобы избежать указанных выше сложностей и увеличить срок эксплуатации автомобильных шин, на зимний вариант следует переходить своевременно. Лучшим индикатором для этого является показатель среднесуточной температуры. При достижении им отметки в +7°С можно смело переходить на зимние покрышки.
Следует учитывать еще один немаловажный момент. В случае возникновения дорожно- транспортного происшествия страховая компания может отказать в выплате возмещения, если автомобиль укомплектован несезонными шинами. Как правило, это требование закладывается в договор страхования и оспорить его будет невозможно.
При нарушении условий и правил эксплуатации автомобильных шин они могут получить повреждения. Неисправности, при которых использовать транспортные средства нельзя, регламентируются ГОСТом 51709-2001. Он называется «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». В этом нормативном документе заложены следующие критические виды повреждений или несоответствий колес и шин:
Правильная эксплуатация шин подразумевает регулярный контроль уровня давления в них. От этого параметра зависит устойчивость и управляемость автомобиля, величина коэффициента сцепления колеса с покрытием, длина тормозного пути. При этом давление может меняться при повышении или понижении температуры. В результате диффузионных процессов оно может уменьшаться на 0,2 атмосферы за три месяца.
Согласно проведенным исследованиям, причиной каждой шестой аварии в Европе стало отклонение от нормированной величины давления в шинах.
В случае эксплуатации шин при нормальном давлении пятно их контакта с дорожным покрытием оптимально и нагрузка распределяется равномерно. При повышенном давлении на центральную часть протектора приходится бо́льшая нагрузка, и она быстрее изнашивается. В этом случае сцепление резко уменьшается, а тормозной путь увеличивается. Автомобиль менее управляем на скользкой или мокрой дороге.
В случае пониженного давления в шинах активнее работают внешние части протектора. Резина в зоне контакта перегревается, увеличивается ее износ. В результате ресурс покрышек снижается на 20-40 %. Увеличивается сопротивление качению автомобилю и соответственно расход топлива. Снижается управляемость транспортным средством и скорость прохождения поворотов. Учитывая, что центральная часть протектора не прижимается к поверхности дороги с требуемым усилием, давление в пятне контакта неравномерно. Это приводит к неправильному распределению тормозного момента. В результате тормозной путь увеличивается.
Не менее опасно разное давление в покрышках. В этом случае при резком торможении из-за разницы сцепления колес автомобиль может развернуть или вынести на встречную полосу.
Правильная подготовка транспортного средства к зимнему периоду и поддержание его в исправном состоянии – вопрос очень важный. От последовательности действий при этом зависит не только исправность автомобиля, но и безопасность водителя.