Современные производители автомобильных шин выпускают множество моделей покрышек, предназначенных для использования в разное время года. При этом учитываются климатические особенности конкретной территории. В общем случае шины можно разделить на летние и зимние. В процессе эксплуатации они подвергаются износу и требуют периодической замены. Новые покрышки нуждаются в обкатке. Нужно ли это делать и зачем?
Современные производители автомобильных шин выпускают множество моделей покрышек, предназначенных для использования в разное время года. При этом учитываются климатические особенности конкретной территории. В общем случае шины можно разделить на летние и зимние. В процессе эксплуатации они подвергаются износу и требуют периодической замены. Новые покрышки нуждаются в обкатке. Нужно ли это делать и зачем?
При создании новых моделей шин производители используют новейшие разработки химиков для получения резиновых смесей с набором определенных свойств. Оптимальный рисунок протектора подбирается с помощью компьютерного моделирования поведения покрышки в реальных условиях. Каждый опытный образец проходит лабораторные, а затем полигонные испытания. Конечно, все производители заявляют о высоком качестве своей продукции и, тем не менее, ее нельзя сразу использовать в обычном рабочем режиме.
Любой водитель по собственному опыту знает, что поведение автомобиля после замены покрышек меняется. Он менее устойчив, хуже слушается руля, заметно увеличивается тормозной путь. Через несколько недель эти неприятные «симптомы» проходят, и автомобиль начинает вести себя как прежде. Это означает, что шины прошли обкатку.
Автомобильные покрышки имеют достаточно сложное устройство. Они состоят из нескольких слоев различных материалов, которые отличаются не только структурой, но и физико-химическими характеристиками. Для того чтобы все элементы шины работали как единое целое и обеспечивали заявленные производителем свойства, требуется их начальная эксплуатация в определенном режиме. Это и есть обкатка.
Основным материалом для изготовления покрышек является вулканизированная резина. В процессе вулканизации рисунок протектора формируется с помощью пресс-формы. На ее поверхность наносится специальная смазка для исключения прилипания к ней сырой резины. Эта смазка остается в верхнем слое готовой шины и снижает ее сцепление с дорожным покрытием. Это и есть причина неуверенного поведения автомобиля после замены покрышек. Цель процесса обкатки – удалить этот слой.
Шины приобрели привычный для современного потребителя черный цвет в 1912 году. До этого они были бежевыми или белыми. К таким изменениям привело решение добавлять в резиновую смесь углерод в качестве стабилизирующего и консервирующего элемента.
Обкатка летних шин – процедура достаточно простая. Для хорошего сцепления с дорожным покрытием достаточно проехать 200-300 км. При этом следует избегать высоких скоростей, резких торможений, стартов или поворотов. Для достижения лучшего результата рекомендуется даже прогревать покрышки после ночной стоянки для избегания резкого перепада температур. Однако главным остается соблюдение режима вождения, описанного выше.
Нешипованные зимние шины требуют более внимательного подхода. Протекторы на них отличаются большей глубиной и шириной. Это обеспечивает покрышкам более эффективное сцепление с дорожным покрытием при наличии снега или льда. Динамика автомобиля после установки новой резины претерпевает серьезные изменения. Помимо удаления заводской смазки, водителю необходимо привыкнуть к новым условиям вождения в сложных условиях. Режим вождения при этом аналогичен обкатке летних шин, но пробег увеличивается до 500 км.
Неправильная эксплуатация новых шипованных покрышек может привести к потере шипов. Это связано с особенностями конструкции таких шин. Для изготовления шипов используются вольфрамовые карбидные стержни. Они крепятся в протекторе с помощью металлических фланцев. При этом используются специальные смазки для повышения эластичности резины и облегчения установки шипов.
Во время обкатки происходит их окончательная посадка и закрепление в протекторе. Часть шипов садится глубже, другие немного выдвигаются наружу. Во время этих процессов смазка из пазов удаляется естественным образом. По этой причине новую шипованную резину следует начинать использовать до выпадения снега и обкатывать при плюсовой температуре. При этом необходимо выдерживать скорость не более 60 км/ч и избегать резких маневров.
Для облегчения использования шипованных шин некоторые производители снабжают их специальными индикаторами для обкатки. После их стирания эксплуатацию покрышек можно продолжать в обычном режиме. Такой подход в использовании новой резины позволяет продлить срок ее службы и избежать возникновения аварийных ситуаций.