Сложность выбора подходящих зимних шин усугубляется значительно осложнившимися погодными условиями в последнее время. Даже жители центральной России начинают забывать о стабильно морозной зиме. Отрицательные температуры могут чередоваться с оттепелями и даже дождями.
Безопасность водителя помимо его мастерства напрямую зависит от качества покрышек. Они должны обеспечивать надежное сцепление с дорожным покрытием. И тут возникает вопрос: какая зимняя резина лучше – шипы или «липучка»?
Сцепление покрышек автомобиля с дорожным покрытием зависит от их состояния. Нормальная величина коэффициента сцепления варьируется в пределах 0,6-0,8. В зимних условиях этот параметр уменьшается, а тормозной путь увеличивается в 3-4 раза. Если на сухом покрытии его величина при скорости 60 км/ч составляет примерно 37 м, то на мокром уже 60 м, а на обледенелом – более 150 м.
Тормозной путь во многом зависит и от степени изношенности шин. Пятно контакта покрышек при скорости 5 км/ч составляет 100 %, при 120 км/ч – ориентировочно 50 %. Максимально изношенный протектор уменьшает этот показатель до 5-6 %. Фактически автомобиль становится неуправляемым.
По статистике финских аналитиков, изношенные покрышки становятся виновниками аварий в 60 % случаев. Еще 30 % приходится на шины, не соответствующие погодным условиям.
С 1 января 2015 года на территории России вступил в действие технический регламент Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных средств». Этот документ предусматривает порядок установки и эксплуатации зимних и летних шин, а также величину их максимального износа. Для зимних она составляет 4 мм, для летних – 1,6 мм. Такие требования во многом объясняются, прежде всего, заботой о безопасности водителей и их транспортных средств.
Прежде чем сделать выбор зимней резины (шипы или «липучка») следует ознакомиться с их особенностями. Фрикционная обеспечивает сцепление с дорожным покрытием за счет своих конструктивных особенностей. Они могут обеспечиваться определенными видами резиновой смеси, сохраняющей эластичность и обеспечивающей надежный контакт с покрытием при низкой температуре. Еще одним способом является использование специальной рецептуры для включения в состав покрышек твердых частиц, играющих роль шипов. В любом случае в «липучках» определяющая роль отводится ламелям (небольшим разрезам на протекторе шины). Они обеспечивают надежное сцепление и устойчивость автомобиля на зимней дороге.
Шипованная шина позволяет достичь сходного результата другим способом. Она имеет на своей поверхности металлические элементы. Во время движения они продавливают лед или снег для контакта с дорожным полотном. Количество шипов и их форма у разных производителей могут быть разными.
Для того чтобы понять, стоит ли ездить на зимней резине «липучке» или можно отдать предпочтение шипованной, следует сравнить их свойства. Результат можно представить в виде следующей таблицы:
Вид покрышек |
Преимущества |
Недостатки |
Фрикционные |
1. Имеют большое пятно контакта. 2. Сохраняют эластичность и величину сцепления при низких температурах. 3. Отличаются низким уровнем шума. 4. Не влияют на расход топлива. |
1. Малоэффективны при гололеде. 2. Отличаются увеличенным тормозным путем и низкой управляемостью на мокром покрытии. |
Шипованные |
1. Обеспечивают быстрый разгон и короткий тормозной путь на обледенелой дороге. 2. Имеют хорошее сцепление. 3. Характеризуются высокой устойчивостью. 4. Предотвращают заносы. |
1. Малоэффективны при температуре ниже -20 °С. 2. Имеют повышенный уровень шума. 3. Отличаются низкой управляемостью автомобиля на сухом покрытии. 4. Характеризуются увеличенным расходом топлива. |
В результате в городских условиях при качественной очистке дороги удобнее пользоваться фрикционной шиной. Однако во время оттепели и при наличии большого количества воды на покрытии для ее эксплуатации необходимо иметь определенные навыки. Шипованные покрышки надежней на обледенелых или заснеженных трассах при температурах до -20 °С.
В зимнее время, как и во все другие время года, все покрышки на автомобиле должны быть одного типа и иметь одинаковый уровень сцепления с дорогой. В данном случае желание сэкономить может быть смертельно опасно. При нарушении этого правила теряется устойчивость транспортного средства. Например, при установке зимней шипованной шины только на передние колеса переднеприводного автомобиля, его развернет на первом же повороте. Это произойдет, потому что задние колеса будут значительно хуже «цепляться» за покрытие.
Если использовать шипованные покрышки в теплое время года, они могут попросту лишиться всех шипов. Часто автовладельцы задают вопрос: а можно ли ездить летом на зимней резине «липучке»? На первый взгляд ей это не должно повредить. Но на самом деле она рассчитана на работу при отрицательных температурах, а при +10 °С шина утрачивает свои сцепляющие свойства, затрудняются маневрирование и разгон. Эффект аквапланирования становится заметен уже при скорости 70 км/ч. Покрышка теряет прочность и может лопнуть даже при наезде на камень. В результате срок службы зимней резины «липучки» значительно сокращается, ее неравномерный износ приводит к появлению шума и вибрации. Одновременно на 5-10 % увеличивается расход топлива. Чтобы избавить себя от подобных проблем, покрышки нужно использовать строго в соответствии с сезоном, для которого они предназначены.